понедельник, 14 марта 2022 г.

Твари дрожащие

Нижесказанное не относится к малолетним, женщинам, инвалидам и старикам.

Image: Gints Ivuskans
Image: Gints Ivuskans (edited)

Твари дрожащие
Я не надеюсь кого-либо переубедить. Практически все мои российские друзья и сослуживцы, с которыми я работал на сцене или в студии, трусливо молчат, в лучшем случае, ограничиваясь иносказаниями в частной переписке.
Даже те, кто в первые дни войны выступил в
Facebook с невнятными декларациями в духе «нам хотелось бы улучшения погоды», быстро удалили публикации.
Открытое письмо, подписанное примерно восемнадцатью тысячами работников «культуры», также было удалено.
Вывод неизбежен: плюшевые «рокеры» и диванные оппозиционеры, писатели, актёры, музыканты, сеявшие, по их мнению, «разумное, доброе, вечное», оказались циничными конформистами, своим малодушным молчанием поддерживающими бомбардировки жилых районов, школ и больниц Украины – страны, единственная вина которой состоит в том, что она хочет вырваться из путинского концлагеря.

Где протесты деятелей «культуры»? Где аналог «Счёта № 904»? Где концерты в фонд помощи украинцам? Где марши матерей? «Интеллигенция» безмолвствует. Впрочем,
об «интеллигенции» я уже писал.

Друзья – судя по скорости, с которой они отписываются от меня, уже бывшие – мечутся в поиске лазеек. Кто успел – отправился «отдыхать» за границу, кто успел – купил доллары и спрятал их под матрас. Интересно, насколько хватит сбережений? Введение военного положения и карточной системы, вероятно, не заставит себя ждать – сеть Auchan уже
сократила продажу муки, сахара, соли и других товаров. Путин также запретил или серьёзно ограничил валютные операции. Кто-то, наверное, помнит расстрельную 88 статью УК СССР, предусматривающую жестокие кары за операции с валютой? Стоит освежить в памяти – всё это впереди. Падение курса рубля и остановка биржевых операций – показатель того, что санкции действуют, но это лишь начало; обвал экономики России будет стремительным, катастрофическим и отразится на всех. А дальше – подписные листы в поддержку путинской политики, добровольно-принудительный сбор средств на «оборону», комендантский час, патрули на улицах, военно-полевые суды, трудовые лагеря, массовые репрессии, тотальный контроль в частной и общественной сфере, государственный террор. Мы говорим о масштабах «1984», который, впрочем, никогда не прекращался в Совке – соловьёвские «пятиминутки ненависти» идут уже второй десяток лет. Да, кажется, была мимолётная «оттепель», «гласность» – была ли? «Тёмные века» в России не заканчиваются.

Бойкот, изоляция, санкции
Я не рассчитываю на порядочность подданных Путина – этот поезд ушёл, но взываю к их практичности и чувству самосохранения.
Очевидно, что жизнь в России никогда (или в течение одного-двух поколений, что для моих сверстников и их детей значит никогда) не будет прежней – эту иллюзию нужно оставить. Помните отношение своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, к немцам? Помните, какими их представлял советский и российский кинематограф, литература? С таким же брезгливым отвращением мир будет воспринимать ВСЁ русское; ВСЕХ русских – заслуженно или нет – будут считать военными преступниками, моральными выродками, подлецами, трусами.
Запад идеалистичен; он готов иронизировать и подвергать теории сомнениям и проверкам, но Le Fantôme de la liberté, какой бы стороной не выставлял его
Бунюэль, является основополагающим принципом и призрачной целью западной цивилизации. Запад готов терпеть русское хамство и агрессию лишь до определённого предела.

Если даже предположить, что Путину удастся захватить всю Украину – пусть ценой жестоких бомбардировок и террора – кто будет оплачивать восстановление оккупированных территорий? Кто будет содержать сто- или двухсоттысячный оккупационный корпус? Бюджет уже трещит по швам, но пояса придётся затянуть вовсе не олигархам из путинской банды, а гражданам РФ.

Блокада и бойкот всего русского приняли мировой размах – увы, с неизбежными перегибами: под одну гребёнку стригут ВСЕХ русскоязычных, даже тех, кто прожил в свободном мире полжизни. С этим ничего нельзя поделать – даже на «порядочных русских» теперь стоит позорное клеймо.
Блокада – это не только исключение из
FIFA или каннского фестиваля, это также невозможность купить iPhone или Samsung, увидеть новый голливудский или европейский фильм, это отсутствие запчастей к автомобилям и самолётам, засилье второсортных артистов на ТВ и концертных площадках: Нетребко вместо Рене Флеминг, Гергиев вместо Саймона Рэттла, Мацуев вместо Андснеса, это совковая «попса» вместо Nick Cave, Iron Maiden, Green Day, Iggy Pop. Россия редко вырывалась в авангард мировой культуры, но вскоре деградация станет болезненно очевидной.

Дно
Путин и Россия уже проиграли эту войну – невозможно воевать со всем миром и надеяться на победу. Единственное разумное решение, которое может принять Путин – подать в отставку и нанять адвоката (и психиатра). Вероятность этого, однако, невелика; придётся рассмотреть другие варианты.
Прекращение военных действий, отход на границы 1991 года, возвращение Украине Крыма будут означать нестерпимое для Путина унижение и прямую угрозу его жизни со стороны армии и/или других «силовых структур», втянутых в безумную авантюру – перспектива нового Нюрнбергского или Гаагского процесса может заставить задуматься даже самых ярых путинистов. Более вменяемый политик примирился бы с неудачей, представив её ограниченным успехом, но этот вариант также маловероятен – нельзя скрыть тысячи гробов российских военнослужащих, даже самой оголтелой пропагандой невозможно нейтрализовать нарастающее недовольство экономической ситуацией в РФ. Свидетельства российских военных преступлений неминуемо начнут просачиваться даже через железный занавес «Рунета». Исходя из истории предыдущих действий Путина, можно с большой долей уверенности предположить, что эскалация агрессии – единственный, доступный его пониманию, сценарий. Эскалация предполагает использование любых видов оружия, включая химическое, биологическое и атомное – на что русский führer не раз прозрачно намекал. Нет никаких оснований полагать, что Путин не выполнит своей угрозы – у него нет реального плана выхода из тупика, в который он загнал себя и Россию.

«Во всём виноват Запад!»
Забавно, что трусы упрекают Запад в нерешительности.
Запад в очередной раз пытается вытащить Россию из болота, в котором она вязнет уже второе столетие. Россия представляет опасность для цивилизации по крайней мере с конца тридцатых годов ХХ века (сговор с Гитлером, агрессивные войны в Финляндии, Польше, имперская экспансия), не говоря уже о непрекращающемся с 1940-х годов атомном шантаже (
Карибский кризис, «мы вас похороним!» Хрущёва).

В том, что Путин перейдёт «последнюю черту» и начнёт ядерную войну, сомнений мало. Вероятно, в Генштабе РФ сейчас разыгрываются варианты этого сценария: тактический ядерный удар (по Киеву или Харькову?), который, по мнению Путина, должен напугать Запад и заставить его отступить, вариант ограниченного удара по «второстепенным» западным целям (Балтимор? Кёльн? Ливерпуль?) или вариант тотальной атомной войны с одновременной бомбардировкой тысяч городов – арифметика «первого удара» работает в пользу агрессора.

Руководители западных стран по-прежнему не понимают Путина, считая его рациональным политиком, стремящимся максимизировать выгоду для себя и своей страны, но любому человеку, выросшему за «железным занавесом» очевидно, что это не так – об этом неоднократно писали Г. Каспаров, М. Гессен,
A. Пионтковский и другие. Путин – неуравновешенный истерик, склонный к импульсивным, эмоциональным реакциям, воплощение идеологии исключительности («у России особый путь») и эсхатологических настроений («мы как мученики попадём в Рай, а они просто сдохнут»), ненависти к Западу и обиды за бесславную кончину СССР, причиной которой Путин считает заговор американских злоумышленников, а вовсе не органическую нежизнеспособность коммунизма. Маленький, в буквальном смысле (полтора метра с кепкой на каблуках), человек, Путин, по всем признакам, одержим «комплексом Наполеона», его мировоззрение определяется ежеминутным ощущением собственной ущербности. Мир без России, какой видит её Путин – l’état, c’est moi – кажется ему недостойным существования, поэтому решение нажать на кнопку не вызовет каких-либо колебаний. Не исключено, что Украина – лишь предлог для «последнего и решительного» боя с Западом.

Путин – проблема России 
Очевидно, что зарвавшегося и, по всей видимости, психически больного тирана нужно остановить любой ценой. Смена режима – единственное, что может спасти девятую часть суши и весь мир от катастрофы, но Запад не станет устраивать переворот в Кремле – это неосуществимая фантазия; отстранить Путина и его банду от власти могут лишь граждане России. Альтернатива – Третья мировая война, гибель цивилизации. В лучшем случае – военное поражение России, её насильственная депутинизация и демилитаризация, разделение на сектора по образцу послевоенной Германии, утрата суверенитета.

Что делать?
AK-47 весит столько же, сколько типичная гитара или бас. Многим, в том числе, 55- и 63-летним нью-йоркерам, поднять такой вес оказалось по силам.
Если личное участие в боевых действиях противоречит вашим убеждениям, можно поддержать армию Украины переводом в
https://www.comebackalive.in.ua/.
Желающие помочь пострадавшим от российской агрессии могут перевести средства в один из благотворительных фондов, с готовностью принимающих гуманитарную помощь в пользу Украины. Организаций сотни, если не тысячи; к наиболее известным относятся
UNISEF, CareUSA, Médecins Sans Frontières, The Red Cross, UNHCR.
Если нет доступа к мировой банковской системе, можно воспользоваться проверенной веками схемой «
Хава́ла» - у многих есть на Западе знакомые, готовые помочь.
Другие средства в арсенале борьбы с тиранией и несправедливостью – акции гражданского неповиновения, забастовки, массовые уличные выступления, отказ от выполнения преступных приказов. Достаточно вспомнить опереточный путч 1991 года в Москве – он был отброшен массовыми уличными протестами буквально за два-три дня. Есть все основания полагать, что тотальная оппозиция населения режиму Путина приведёт к тому же результату.

Что я могу сделать один?
Для начала, освежить в памяти одноимённый
скетч Марка Розовского 60-х годов; различные версии легко найти в Google.

Современные технологии способствуют эффективной организации протестов и кампаний; для распространения информации не нужны печатные станки - их заменили
WhatsApp, Telegram и другие средства связи.

Как было справедливо замечено (мем появился ещё в 2017 году), «в горящие автоЗАКи не сажают».
Можно арестовать десять человек, но нельзя посадить миллион – по крайней мере, пока репрессивная система не заработала в сталинских масштабах.

Те, кто «ждал перемен» (или это был «пельмень»?), те кто пел романсы на стихи Ахматовой и Пастернака, умиляясь собственной храбрости, те, кто писал душещипательные рассказы и сценарии о диссидентах-шестидесятниках, восторгаясь их идеализмом, могут постоять за веру СЕЙЧАС – если кто-то в России действительно верит в добро, справедливость, демократию, правду. Потом будет поздно. 

Нельзя впадать в уныние и цинизм.

Нельзя бояться. Кремлёвский клоун не страшен,
когда он смешон.

Нельзя идти на уступки террористу.

Нельзя оставаться «
интеллигентом», нужно быть человеком.

Нельзя молчать. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь можно оставить комментарий.